Два «Роскона» параллельно. Фестиваль фантастики впервые прошел в двух форматах

Опубликовано: «Независимая газета» от 03.04.2014.

Роскон-2014

К тому, что в первом квартале вот уже на протяжении четырнадцати лет подряд в Подмосковье проходит конференция по вопросам фантастической литературы «Роскон», любители этой самой фантастической литературы давно привыкли. Привыкли в первую очередь профессионалы, те, кто пишет или издает. Вот и сейчас с 26 по 30 марта в пансионате «Поляны» собрались писатели и почитатели.

Обычно молодые писатели готовятся к мастер-классам и конкурсам. В этом году в качестве гранд-мастера выступал Сергей Лукьяненко, а Михаил Успенский судил конкурс «Рассказ за час». Критики и литературоведы пишут доклады для семинаров. В этом году под их призму попали «Хомо Советикус» (докладчик Анна Игнатенко) и «Хомо Информатикус» (докладчик Сергей Слюсаренко). О патриотизме в фантастике говорили Роман Злотников и Вера Камша, а о мифологических архетипах в ней же – Августа Ройфе и Григорий Панченко. Футурологи говорили о музыке будущего (Андрей Скоробогатов) и 3D-печати (Дмитрий Богуцкий).

Что-то было по традиции, а что-то и в новинку. По традиции был представлен рабочий материал нового фильма, который только готовится к выходу в конце года – режиссер Дмитрий Грачев презентовал картину «Вычислитель» по повести Александра Громова с Евгением Мироновым в главной роли. Раньше так же были представлены «Ночной…» и «Дневной дозор». А вот международный фестиваль «Dollar Baby Film Festival Russia. Кошмары и фантазии Стивена Кинга» свою программу представил на «Росконе» впервые. Дело в том, что мастер литературы-экшен предлагает молодым режиссерам снимать картины по ряду его произведений, заплатив автору всего один доллар. И таких фильмов в мире снято довольно много. В этом году фестиваль пришел в Россию – в Краснодаре были показаны десятки короткометражек русских и иностранных режиссеров. Лучшие из них показывались на «Росконе» по 100 минут в течение трех дней. А потом координатор фестиваля Андрей Попов вручил главные награды режиссеру Евгению Звездакову. Кстати, его фильм Close Up был показан на самом первом «Росконе» в 2001 году. Неожиданное рондо…

В этом году любители фантастики празднуют 80 лет со дня рождения Кира Булычева, 130 лет со дня рождения Александра Беляева и 100 лет с момента выхода его первого художественного произведения – пьесы для детей «Бабушка Мойра». О любимых классиках также говорили и спорили.

Режиссер Владимир Грамматиков раскрыл тайну голливудского актера Кристиана Бэйла, исполнявшего роли в картине «Темный рыцарь», «Эквилибриум», «Афера по-американски» и др.: его первая кинороль была вовсе не в картине Стивена Спилберга «Империя Солнца» (кстати, по автобиографическому роману фантаста же Джорджа Балларда), а в детской фэнтези советского режиссера «Мио, мой Мио». В американский прокат фильмы вышли в один год, но в советский фильм Грамматикова с английскими детьми-актерами – раньше. А американские кинематографисты задержались с премьерой, потому что переозвучивали фильм с… английского языка на американский.

Опять же по традиции были музыкальные концерты. Писатель-фантаст Юлий Буркин перевел на русский язык сто самых известных хитов The Beatles и представил этот необычный проект публике. А писатель-фантаст Евгений Лукин просто пел свои песни под гитару.

И невеселое событие было отмечено на «Росконе». Прошлой осенью ушел из жизни один из членов оргкомитета, наш коллега, книжный журналист, критик и переводчик Александр Ройфе. Книга его произведений, а он кроме статей писал рассказы и стихи, была подготовлена и представлена на «Росконе».

Да, было много нового. Но радикальным отличием именно этой конференции стал ее выход из подмосковных пансионатов «Лесные дали» и «Поляны» на широкие просторы московских павильонов. Из лесов и полей – в город… Оргкомитет провел эксперимент. Проходило, по сути, одновременно два конвента – классический российский в пансионате, где собрались профессионалы и «продвинутые» любители фантастики, и классический американский (как это делается на Западе): с большим количеством развлекательных мероприятий, красивых шоу и т.п. Вроде тех конвентов, на которые ездят герои сериала «Теория Большого взрыва». За океаном такие слеты собирают десятки тысяч человек, в Европе – тысячи. Москвичи не отстали от Европы – в комплекс Amber Plaza 29 марта на городской фестиваль фантастики «Роскон» пришло более 6 тыс. человек. Хотя вход был свободный и бесплатный, иногда поток желающих попасть внутрь приходилось ограничивать – дабы не создавать внутри давку. На улице образовывалась очередь.

Комплекс был поделен на тематические зоны: «Космическая фантастика», «Городская фэнтези», «Стимпанк», «Романтическая фэнтези», «Постапокалипсис» и пр. Работали книжный магазин с очень демократичными ценами, магазины игрушек, сувениров, комиксов. Можно было покататься на зорбе или центрифуге, посетить мастер-классы по изготовлению стимпанк-браслета, с помощью профессионалов аквагрима превратить свое лицо в лицо вампира или зомби, поиграть в настольные и компьютерные игры, сфотографироваться с фэнтезийными персонажами, примерить настоящий шлем Дарта Вейдера…

И, конечно, же пообщаться с фантастами. В каждой из зон в течение всего дня присутствовал писатель соответствующего жанра. С ним можно было поговорить, подписать книжку, высказать пожелание. Всего около полусотни известных фантастов «явили свое лицо народу» на фестивале. Самых известных – Сергея Лукьяненко, Вадима Панова, Михаила Успенского, Романа Злотникова, Юрия Никитина, Андрея Белянина, Василия Головачева, Георгий Zотова, Сергея Слюсаренко, Дмитрия Силлова, Олега Дивова и пр. – вызывали на главную сцену фестиваля. Пятнадцать минут ответов на вопросы ведущего и счастливчиков из первых рядов огромной толпы – и добро пожаловать на автограф-сессию. Откуда писателей отпускали не сразу: так, Сергей Лукьяненко смог вырваться «из лап» жаждущих автографа лишь через два часа, и то потому, что в магазине закончились его книжки.

На сцене же вручалась часть премий «основного» «Роскона». И здесь произошла главная сенсация фестиваля. Лауреатом приза «Фантаст года» (самый тиражный автор по результатам опроса издательств и книготорговых сетей) стал Гай Юлий Орловский, автор цикла книг о Ричарде Длинные Руки. Официально о том, кто скрывается под этим псевдонимом, не сообщалось, хотя многие догадывались. В прошлом году получать приз за Гая Юлия (награда может присуждаться одному писателю не более двух раз) выходил инкогнито в костюме рыцаря. В этот раз также вышел некто в рыцарском шлеме. И во время вручения приза он шлем снял и открыл лицо! Гаем Юлием Орловским оказался писатель Юрий Никитин.

Еще одна сенсация случилась во время вручения премии за лучшее произведение детской и подростковой фантастики «Алиса». Вручала призы дочь Натальи Мурашкевич (Гусевой), исполнившей роль Алисы в фильме «Гости из будущего»… Семнадцатилетняя Алеся впервые показывается на публике, но все отметили сходство дочки с мамой и ее знаменитым персонажем. А получили приз в виде точной копии миелофона из фильма двое (тоже впервые): автор книги «Большие дети моря» Саша Кругосветов (его эссе читайте на стр. 8 этого номера) и художница, нарисовавшая к ней иллюстрации, Вера Казаку.

Приз «Большой Роскон» за вклад в фантастику достался драматургу, журналисту и писателю Владимиру Губареву. Последнему оставшемуся в нашем бренном мире из знаменитой пятерки авторов, публиковавшихся в советское время под псевдонимом Павел Багряк. Кроме того, один из нескольких журналистов, кто во все времена был посвящен во все тайны советской космонавтики.

Оргкомитет «Роскона» остался впечатлен интересом читателей и надеется сделать городской фестиваль ежегодным мероприятием. Только бы помещение побольше подобрать. Как говорится, один «Роскон» хорошо, а два – всяко веселее.

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ.

Оригинал публикации на сайте издания: www.ng.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: