Кругосветовое путешествие

Опубликовано: «Литературная Россия», № 19 от 25.05.2018.
По какой тропе ушёл Монтигомо Ястребиный коготь? Куда уплыл капитан Гаттерас? Где нашла свою последнюю гавань лодка «Наутилус»? Кто остался ждать нас на Планете Бурь? Зовёт ли до сих пор Аэлита своего спасителя с Земли? Вспоминая подобные вопросы, мучавшие нас в детстве, невольно усомнишься: «А нашим детям и внукам это сейчас интересно?». Когда в книжном магазине видишь шеренги обложек «фантазийных» изданий, подчас кажется, что нет уже героев, открывающих неведомые земли, познающих мир, покоряющих космос. Все ушли спасать принцесс от злых орков. И чтобы стать победителем, нужно всего лишь знать тайное заклятие.

Кругосветовое путешествие

Саша Кругосветов. «Путешествия капитана Александра». Серия «Сергей Лукьяненко представляет автора».  Четырёхтомник. – ИСП, 2016.

Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
«Я пробрался вглубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шёл мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз…»

Н.С. Гумилёв

По какой тропе ушёл Монтигомо Ястребиный коготь? Куда уплыл капитан Гаттерас? Где нашла свою последнюю гавань лодка «Наутилус»? Кто остался ждать нас на Планете Бурь? Зовёт ли до сих пор Аэлита своего спасителя с Земли?

Вспоминая подобные вопросы, мучавшие нас в детстве, невольно усомнишься: «А нашим детям и внукам это сейчас интересно?». Когда в книжном магазине видишь шеренги обложек «фантазийных» изданий, подчас кажется, что нет уже героев, открывающих неведомые земли, познающих мир, покоряющих космос. Все ушли спасать принцесс от злых орков. И чтобы стать победителем, нужно всего лишь знать тайное заклятие. Такое чувство, что в наше время, когда на любой вопрос можно найти ответ в гугле (и эта возможность даёт ложное ощущение, будто ты и впрямь всё знаешь), трудно заставить юные сердца биться в восторге от настоящей книги, настоящих приключений, настоящей жажды познания. Ещё меньше в наше время можно ожидать, что кто-то из авторов решится сочинить познавательную, увлекательную книгу для детей, где знание и приключение идут рука об руку. А уж про издание такой книги и говорить не стоит.

Жил-был на свете знаменитый капитан Александр. Чем он был известен детям и взрослым, морякам, плавающим в море, и крестьянам, обрабатывающим землю, рабочим и государственным деятелям, а также другим обыкновенным и необыкновенным людям? Капитан Александр был известен не только в нашей стране, но и во всём мире как самый бесстрашный мореплаватель, который совершил три кругосветных путешествия, побывал в разных далёких морях, на островах, архипелагах, попадал во множество…

– Что это такое – архипелаг?

Искушенному читателю не надо объяснять, что приведённый выше текст – цитата из эпического сериала Саши Кругосветова о капитане Александре. Это не просто несколько книг, посвящённых приключениям отважного естествоиспытателя и доброго человека. Это попытка вернуть юным читателям настоящего Героя, вернуть возможность познавать жизнь, плывя по волнам фантазии. С самого начала мы попадаем в совершенно непривычный для наших дней и такой привычный для Серебряного века мир. Мир, где царит романтика. Мир, где красота бытия не подавляется агрессией и где любую проблему – от вражды до неразделённой дружбы – можно решить долготерпением и участием.

Вспомним великого Милна, его Винни-Пуха. Ведь и эта книга начиналась как разговор взрослого с ребёнком. Перебивая рассказчика вопросами, маленький мальчик сам становится участником фантастической, сказочной истории, тем более увлекательной, что в ней участвуют его близкие друзья – игрушки.

Вот и Саша Кругосветов использует подобный ход: ребёнок в его романах тоже слушает рассказ взрослого о далёких путешествиях, великанах, злых крокодилах (которые, конечно, потом станут добрыми) – и сердце мальчугана замирает от догадки: он слушает очевидца и участника этих удивительных событий. И хотя нет даже намёка на то, что капитан Александр, главный герой, покоритель мира, и есть тот самый рассказчик, – всё понятно и так. И мы, взрослые, понимаем, каким образом постмодерн, играя словами и смыслами, возвращает нас в те давние, ушедшие времена.

Так вот, где бы ни был капитан Александр, с ним обычно происходили очень опасные и необыкновенно интересные приключения. Он был добрым и смелым, наш герой, и всюду находил новых друзей. В трудную минуту многие готовы были выручить знаменитого путешественника. Все помогали капитану – люди, животные; сама природа, казалось, оберегала его. Неудивительно, что Александр всегда и везде выходил победителем, в какой бы передряге он ни оказался.

В критической статье принято избегать спойлеров, то есть раскрытия деталей сюжета и его перипетий, но в данном случае искушение выше законов жанра.

Итак. Капитан Александр. Мудрец. Великий путешественник. Казалось бы, создавая подобный персонаж, трудно избежать ходульности и схематичности. Но Кругосветов шаг за шагом заставляет нас поверить в своего героя.

Естественно, Александр не одинок, но если враги его всё время меняются, то друзья всегда одни и те же. По-другому и быть не может. Александр сам лепит их характеры, убеждая, что добро всегда побеждает и творит другое добро. Итак, у капитана есть два верных спутника. Но учтите – они великаны! Настоящие живые великаны. Одного зовут Добряк, а второго… Нет, сами прочтёте. Главное, что оба, как, впрочем, и прочие великаны, которые могут нам встретиться в четырёхтомнике, существа добродушные, просто не всегда владеют своими эмоциями. Трудно быть тихоней, когда ты такой большой. Но жизненный опыт капитана творит чудеса. Вот и будут новые спутники Александра изучать мир, познавать правила дружбы и верности этой дружбе.

Кстати, капитан – это человек, который командует кораблём. Конечно, без корабля никуда!

Вот как говорит о корабле сам автор:

Путешествовали они на корабле «Быстрые паруса». Это был красивый парусник. Корабль мечты. Назывался он «Быстрые паруса», потому, что никто не мог его обогнать. Когда поднимался ветер, этот корабль, рассекая неровную поверхность моря, летел подобно стреле, а если начинался шторм, мчался словно белая молния, почти не задевая верхушек волн и не оставляя за собой пенного следа

Когда у нас есть корабль и есть капитан, то нельзя не рассказать о команде. А команда непростая. Именно такая, с помощью которой можно пересечь все моря. Повар-Кок, Штурман, Боцман, матросы, а также необычный друг капитана Александра – говорящий и очень умный голубь Митрофан.

И начинаются приключения. Бушующие океаны, далёкие архипелаги и дикие племена, пальмы, атоллы и гремящие вулканы. Свирепые киты, с которыми подружатся герои, стаи акул, которым наши герои, конечно же, не по зубам. А ещё крокодилы, а ещё… Нет. Читайте сами.

Так и хочется добавить из Мандельштама:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Обычно, увлекаясь сюжетом, рискуешь упустить очень важные детали. Саша Кругосветов счастливо избежал такой опасности. Его герой, капитан Александр, – человек сложной судьбы, вдобавок он умён и образован. Казалось бы, вот появились у него друзья-великаны. Какая замечательная возможность не только изучать страны и континенты, но и покорять их. Однако Александр знает, что великанов нужно для начала… отдать на учёбу. Вся проблема в том, что великаны – это два мальчика, хотя и невиданных размеров. Тут-то и всплывает вышеупомянутая идея – нельзя считать себя знатоком и образованным человеком, полагаясь на Интернет. Образование – это то, что формирует молодые души. Легко, ненавязчиво автор напоминает: без учёбы, без школы, хоть и в необычной форме, мальчики не повзрослеют и не станут рассудительными юношами. Редкая мысль по нынешним временам. А пока детишки учатся… Да читайте сами:

– Но я не могу ходить в школу. В нашем городе нет таких домов, где я мог бы поместиться. Тем более – школьных зданий.

– Мне кажется, что в учебе не помещение главное, а учитель. Ты быстро усвоишь английский, и на этом языке тебя будут учить всем предметам: сначала арифметике, потом – математике и физике, истории и географии, узнаешь о жизни растений и животных. Тебя научат всему, что нужно знать в твоём возрасте.

Кстати, когда речь зайдёт об учёбе великанов, мы многое узнаем и о монастырях, и об их обитателях, и об укладе жизни в братствах.

И еще! Вы никогда не задумывались, что, подружившись с черепахой с Галапагосских островов, далеко не самой юной, тоже можно многое узнать? Но есть одно затруднение: черепахи очень плохо говорят на человеческом языке. Можно даже сказать, вообще не говорят. Те, кто пробовал побеседовать с черепахой, согласятся, что эти беседы трудны и малосодержательны. И совсем не потому, что черепахи мыслят иначе. Вопрос в знании языка.

Но для капитана Александра это не проблема. Он знает языки всех людей и зверей. Не только же обладателю кольца царя Соломона такое разрешено! И вот Александр уже беседует с древней черепахой Галой. Впрочем, вы её знаете ещё как черепаху Квази, ту самую, из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Так и хочется воскликнуть голосом Алисы: «Какой сегодня день странный! А вчера всё шло как обычно!» Может, Гала-Квази и страдает слегка склерозом, но всё равно она прекрасно помнит свои встречи с Дарвином и Гулливером.

Со временем юный читатель повзрослеет и, перечитав всех упомянутых авторов, наверняка оценит тонкий юмор Галы. А услыхав о том, как черепаха летала по небу, заинтересуется, что у неё за крылья (и возьмётся за книгу А.Громова «Крылья черепахи»). Но это опять-таки постмодерн с его сложной игрой смыслов. Слово нанизывается на слово, смысл нанизывается на смысл. Ребенок вряд ли оценит это сразу, но приучать к такой тонкой игре надо сызмальства.

Истории, рассказанные Галой, можно читать и перечитывать бесконечно. Создаётся впечатление, что она и есть та самая черепаха, на которой стояли три слона, до тех пор, пока Земля не стала шаром. Но об этом судить читателю.

А знают ли нынешние дети про Атлантиду? Опять же – спросите у них, не давая возможности залезть в Интернет и не выдать миллионы байтов вселенской шелухи. Просто дайте ребёнку почитать Кругосветова. Там найдётся много интересного и об Атлантиде, и об ареопаге греческих богов, и о великих античных героях и злодеях. Но главное – не пропустить эту фразу:

Забудьте об этих необычных талантах, пока в них не появится самой настоятельной необходимости, пока не придёт вестник, который призовёт вас. Вы одарены во многих других сферах, учитесь физике, математике, биологии, наблюдайте наш прекрасный мир и живите счастливо.

Хороший совет. Своевременный.

Но фантазия автора не иссякает. Вот уже капитан Александр знакомится с полинезийскими воинами. Как тут не вспомнить путешествия молодого Хейердала, задолго до «Кон-Тики». (Здесь речь идёт о малоизвестном романе Тура Хейердала «В поисках рая» (1938) – истории путешествия в Полинезию и жизни среди туземцев.) Может, юный читатель после книги Кругосветова захочет узнать и об этом путешественнике? Вполне вероятно. Главное – начать!

Однако жизнь не стоит на месте. Капитан Александр, будучи, как было сказано выше, человеком мудрым, отправляет своих друзей-великанов (а их имена вы прочтёте сами!) учиться в университет, и, пока те постигают высшие знания, естественно, не сидит в порту, а отправляется в новые путешествия. И не просто так. Мучают капитана мысли:

А ведь великаны эти – такие же люди, как мы. С ними можно говорить, дружить, делить радости и печали. …живут здесь, рядом. Но где их предки? Исполинские сооружения и постройки, подтверждающие существование на земле древнейших цивилизаций, отстоят от нас слишком далеко во времени, однако цепочка жизней, идущая от древних лемурийцев и атлантов до наших дней, не обрывалась. Где-то существует промежуточное звено, свидетельство о жизни этого народа, оставленное совсем недавно. В своё время атланты создали цивилизацию очень высокого уровня и расселились по всему земному шару. Обязательно должны сохраниться памятники этой цивилизации и артефакты на месте их исторической родины. Не могли они бесследно исчезнуть. Должны остаться следы этой культуры в письменности, искусстве или преданиях других народов, пришедших им на смену.

С этого момента автор начинает понемногу вводить нас в криптоисторию – осторожно, пытаясь выяснить происхождение друзей героя. Но это не делает роман менее захватывающим. Великий ткач, сплётший будущее и настоящее нашего бытия, не знает изъятий и лакун. Не желает их знать и Кругосветов. Нельзя дружить с великанами, не задумываясь о том, откуда они взялись… Обнажаются драгоценные залежи знаний. В числе прочего мы узнаем и о книгах, которые просто необходимо прочесть, чтобы стать таким же мудрым, как капитан Александр:

А. Конан Дойль. «Затерянный мир»;

Жюль Верн. «Путешествие к центру Земли»;

Уиллис Джордж Эмерсон. «Закопчённый Бог».

И ещё, и ещё, и ещё…

Наверняка поразят воображение юного читателя те истории об Александре, где идёт речь о Южной Америке. Земля инков, ревущие сороковые, дышащие холодом льды Антарктиды. Сколько откроется тайн великой империи, разрушенной впоследствии конкистадорами! Племена, идолы, сокровища, падшие знамёна и восставшие тотемы. Пирамиды и посадочные полосы инопланетян. Как тут не привести одну хорошую цитату из фундаментального произведения по истории и географии Южной Америки XVI века:

По правде говоря, мало народов в мире, по-моему, имели лучшее правление, чем у Инков. (Педро Сьеса де Леон. Хроника Перу)

Почему так было? Читайте для начала Кругосветова. История империи, создававшейся веками и разрушенной в одночасье. Трагическое изменение уклада жизни целых континентов из-за того, что… И целые пласты бытописания индейцев, людоедов и храбрых воинов, их традиции и нравы, их легенды и верования. Знаете ли вы, например, что инки строили обители для своих богов и называли их уакас? Нобелевский лауреат, португальский поэт Жозе Сарамаго так писал о мире духов инков, ушедшем мире:

Лечу, смеясь, над бездною буквальной,
мне не страшны логические срывы.
И родственники царственные живы.
Не заскучать в эклоге поминальной.

Корабль капитана Александра редко стоит на якоре. И вот на смену реально существовавшим державам приходит вымышленный остров-страна Мория. Вместе с капитаном, подготовленным предыдущими приключениями к многогранности традиций и народов, мы прибываем в новый мир:

Государственное устройство Мории, заложенное великим Кифой, развивалось, и к моменту приезда нашего капитана Мория по конструкции своего государственного механизма ничем уже существенно не отличалась от передовых демократических государств: выборы, в которых каждый мориец может голосовать и быть избранным; парламент, принимающий законы и утверждающий правительство; правительство – там, там, та-там; суды – трам, тарарам и прочая показная демагогия;

Что-то до боли знакомое. Да, именно! Мы погружаемся в политический памфлет. О чём он – пусть решает читатель. И этот памфлет сохраняет традиции великих предтеч. Это и «Гаргантюа…», это и «Гулливер…». Но опять же – памфлет, выдержанный в стиле Саши Кругосветова, ставшем для нас уже привычным к третьей части четырёхкнижной эпопеи. Описание жизни в Мории заставляет вспомнить Салтыкова-Щедрина с его незабвенным:

Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные.

и Леонида Филатова:

Пока я был под властию заклятья,
Все в мире перепутались понятья.
Тот простодушен, – стало быть, кретин,
Тот предприимчив, – значит, сукин сын.
Кто пашет, поливая землю потом,
Теперь у нас зовётся идиотом,
А если он ещё и патриот,
То он уже ОПАСНЫЙ идиот!

Происходящее так и взывает к мысли: «Капитан Александр, сделай что-нибудь!». Но чудеса – дело Господне. И притча о Мории остаётся притчей. Поймут ли прочитанное дети? После первых двух книг, наверное, да. Главное – подвести читателя к сути притчи, рассказав о том, что творится и творилось на нашей Земле.

Несмотря на то, что аллюзии, связанные с Морией, легко угадываются, автора ни в коем случае нельзя упрекнуть в карикатурном изображении нашего с вами бытия. Капитан Александр не сторонний наблюдатель. Он участник Синопской битвы, участвовал в обороне Севастополя. Он учился морскому делу на примерах адмиралов Лазарева и Нахимова. И постепенно, собирая крупицы биографии капитана воедино, понимаешь – вот он, наш герой. Гражданин великой страны, которая никуда не исчезла.

Особенно ярко это заметно на фоне исторических экскурсов Кругосветова, где низвергаются державы, континенты и народы. И, осознавая причины их гибели, мысленно возвращаешься к первым историям о капитане Александре. И понимаешь, что это были не просто увлекательные сказки, а именно притчи. О том, что зло можно победить только добром, о том, что знание важнее впечатления. Хотя, конечно, и впечатление – великая сила. С его помощью в душе юного читателя складывается убеждение, что даже многолетняя ссора разрешима в дружеской беседе, а путешествие под парусом – это прежде всего испытание силы, верности принципам, проверка на отвагу и сдержанность.

Конечно, очень сложно написать критическую статью о столь большой работе, как четырёхтомник Саши Кругосветова «Путешествия капитана Александра», не прибегая к беглому пересказу событий. Как и в любой другой приключенческой книге, сюжет доминирует, заставляет с первых страниц забыть обо всём во имя жажды странствий. Можно долго рассуждать о стилистических предпочтениях автора, стройности изложения, композиции. Но, право, не хочется уходить в схоластику литературоведения. Надо забыть обо всём и читать. Ведь не зря автор поставил во главу повествования вот эту цитату:

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

 
Сергей СЛЮСАРЕНКО,
Евгений ЛУКИН.

 

Оригинал публикации на сайте издания: litrossia.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: