Крым: остров в бронзовых тонах

Опубликовано: «Литературная Россия», № 24 от 08.07.2016.

Рецензия на книгу «Светящиеся ворота»

Рецензия на книгу «Светящиеся ворота».

Новая книжная серия Интернационального Союза писателей «Таврида» содержит стихи, исторические очерки, прозу. Все жанры объединяет топос и любовь к этому топосу. Одна из последних книг в серии «Таврида» – сборник очерков Саши Кругосветова.

Настоящий сборник эссе сравнительно объёмный, и это хорошо. Расставаться с прекрасным рассказчиком не хочется. Тем более, когда речь идёт о Крыме. Петербуржец, каким является Саша Кругосветов, чуток к характеру топоса, а Крым обладает сильнейшим излучением. Задача автора в настоящем сборнике довольно сложна – не только описать Крым, выходя через свои личные каналы в крымский космос, а дать движущийся портрет этой земли. Крым – место поистине легендарное, обладающее своим геополитическим статусом. Через Крым, как сказал поэт, «проходит ось мира». Эта земля словно бы парит над остальной землёй.

Автор уместно и точно включает в повествование крымские легенды, взятые из серого сборника издания 1963 года, одной из любимых книг.

В самом начале книги автор создаёт основное настроение и проблематику всего сборника. Читатель увидит и прошлое, современность. Но и на прошлом, и на современности лежит тень будущего. Саша Кругосветов в публицистике – мастер передать полутона будущего.

В книге шесть довольно крупных очерков и предисловие, до счастливого числа семь. В течение книги читатель вместе с автором посетит все уголки Крыма и познакомится с особенно любимыми автором местами.

Природу Крыма Саша Кругосветов описывает со строгим восторгом. «Пейзаж скручивается в тугие водовороты и, не выдержав напряжения, разваливается на тысячи мелких осколков, призм, кубов, огромные груды огранённых гранитных геотел» (очерк «Посёлок»).

«Светящиеся ворота» – книга разнообразная. Лиричный и прекрасный по слогу «Посёлок» здесь не умаляет важности «урока истории», данного в «Острове Крыме». Мемуарные «Крылья на вешалке» не теряются на фоне современной «Алупки в бронзовых тонах». Жёсткая эротика «Смерти» контрастирует с нежно-лиричными «Снами любви». Крым Саши Кругосветов изменчивый: то античный, то героический, русский, то таинственный – татарский. Какой он и есть на самом деле – Светящиеся ворота вселенной.

Анна СЕВЕРЯНИН.

 

Оригинал публикации на сайте издания: litrossia.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: