Не нужно писать для себя. Фестиваль «Аэлита» проходит в Екатеринбурге почти четыре десятилетия

Опубликовано: «Независимая газета» от 26.09.2019.

Не нужно писать для себя. Фестиваль «Аэлита» проходит в Екатеринбурге почти четыре десятилетия

Ну вот. Наступила осень, а с ней – новый книжно‑литературный сезон. В прошлом выпуске «НГ‑EL» мы рассказывали о двух фестивалях, в этом рассказываем… Да и в следующем ждите новый репортаж из Гётебoрга (Швеция). Ну, а пока – о Международном фестивале фантастики «Аэлита», который уже в 36‑й раз проходит в Екатеринбурге. Впрочем, сначала он проходил в Свердловске. Идея мероприятия принадлежит писателю Владиславу Крапивину. Ее подхватил редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» Виталий Бугров, его поддержал главный редактор Станислав Мешавкин. В 1981 году, без малого четыре десятилетия назад, состоялась «Аэлита» – первый в СССР фестиваль писателей и любителей фантастики. Его лауреатами стали Аркадий и Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. В 1989‑м к главной награде прибавился приз «Старт» – за лучшую дебютную книгу молодого автора. Первый ее лауреат – Борис Штерн. В 1994‑м Виталия Бугрова не стало, и два года «Аэлита» не проводилась. Зато в 1997‑м к двум наградам прибавилась третья – Мемориальная премия имени Бугрова, ее вручают критикам, редакторам, составителям сборников. Лауреатом же главного приза тогда стал Кир Булычев.

Последние несколько лет фестиваль проводит писатель и редактор, заведующий отделом фантастики журнала «Уральский следопыт» Борис Долинго, три года назад его поддержал Интернациональный союз писателей (ИСП). А в этот раз его стараниями, так сказать, на полях «Аэлиты» прошел еще и Конкурс имени Павла Бажова «Новый сказ» в номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Детская литература», «Исторический роман» и т.д. В конкурсе приняли участие писатели из России и из‑за рубежа.

Открытие фестиваля прошло в большом зале в областной библиотеке для детей и молодежи им. Владислава Крапивина. «Основная миссия Интернационального союза писателей – интеграция русской литературы в зарубежную и наоборот. Построить мост взаимопонимания между культурами», – сказал председатель правления ИСП Александр Гриценко. Он поделился секретом, что в следующем году, возможно, будет учреждена Премия им. Алексея Толстого. И рассказал о создании филиала ИСП в Екатеринбурге.

Затем выступил Борис Долинго. Он выразил радость от встречи со старыми и новыми участниками старейшего из фестивалей фантастики. Он отметил, что «Аэлита» меняет формат и расширяет границы. Если раньше семинар был полностью посвящен фантастике, то теперь влились и реалистическая проза, и нон‑фикшен, и поэзия, и драматургия… Таким образом, река расширилась до океана.

Писатель Владимир Голубев пожелал всем участникам такого же успешного творческого пути, как у Павла Бажова. И посоветовал авторам ориентироваться на народные традиции. Писатель Саша Кругосветов (Лев Лапкин), автор «НГ‑EL», рассказал, что родился по дороге в Свердловск и рад уже третий год подряд посещать Екатеринбург. «Фестивали надо поддерживать, – сказал Саша. – Потому что это возможность пообщаться, обменяться опытом с коллегами». Он высказался о недопустимости жестко отделять фантастику ото всей остальной литературы.

Долинго рассказал, как правильно оформлять рассказы для журнала «Уральский следопыт» и какими критериями руководствуется для публикаций в издании: качественный литературный текст, грамотный язык, увлекательный сюжет, живые герои. «Уральский следопыт» в обновленном виде выходит с 1958 года. Долинго вспомнил своего предшественника Виталия Бугрова и сказал, что вырос на качественной советской литературе и не желает сдавать позиции. В журнал принимаются рассказы в стиле научной фантастики, фэнтези и юмористической фантастики. Особенно востребована фантастика с элементами иронии, юмора и сарказма. «Шутить фантасты не очень умеют», – посетовал Борис. И погрустил, что литературным изданиям без поддержки сегодня не выжить, поблагодарив главного редактора «Уральского следопыта» Максима Фирсова за сохранение и процветание журнала.

Поэтический мастер‑класс вел поэт, лингвист, профессор Уральского государственного университета, заведующий отделом поэзии журнала «Урал» Юрий Казарин. «Поэзия является чудом, а чудо всегда фантастично», – сказал он, объясняя присутствие поэзии на фестивале фантастики. Казарин имеет свою уникальную систему классификации стихов: эмотивные, риторические, начальные, случайные… Юрий посмеялся над желанием поэтов рассказать обо всех своих наградах и регалиях, посоветовав быть скромнее: «Чем талантливее поэт, тем скромнее и короче его творческая биография. Мы же не на поле боя, чтоб получать награды, не на соревновании. Поэт живет в вечности. В основном все сейчас стихотворцы». Юрий Казарин высказался против выстраивания иерархии. Посоветовал поэтам знать тех, кто был до них, знать один иностранный язык и еще один язык славянской группы, не подражать самым «заразным» классикам – Маяковскому, Есенину, Цветаевой, Бродскому. Казарин поделился секретом, как ему удается парить над обыденностью. С утра и вечером перед сном он читает хорошую поэзию: Рильке, Мацуо Басё, Мандельштама, Седокову, Пушкина. С утра поэзия помогает попасть в нужную поэтическую струю, а вечером – смыть с себя пыль, осевшую за день.

Мастер‑класс Олега Богаева, драматурга и главного редактора журнала «Урал», обогатил немногочисленных присутствующих драматургов полезными знаниями и смыслами. «Все мы взрослые люди, и разбирать пьесы на уровне «понравилось – не понравилось» нехорошо», – сказал он. И тут же приступил к подробному разбору пьес участников. «Мы должны заниматься человеком, а не сюжетом. Сюжет вторичен. Сюжет – это математика. Передача чувств – это сложнее. А именно за этим ходят люди в театр. Зрители уже «всосали» Шекспира, мы никогда не перебьем эту сюжетную машину. Самые лучшие спектакли носят характер притчи и простоты», – делился опытом Богаев.

Прозаический мастер‑класс оказался самым востребованным, и вел его Владимир Сутырин, писатель, сценарист и режиссер. Он четко разобрал все работы, высказал замечания. Посоветовал прежде всего научиться грамотно оформлять свои работы, потому что неряшливое оформление произведения – неуважение к труду редактора. Посоветовал писать короче, потому что в век информационных технологий читать длинное, утомительное нет времени. «Надо обращать внимание на жизнь вокруг, – делился секретами мастерства Сутырин. – Не нужно писать для себя. Главное в творчестве – это то, что писатель может силой воображения залезть в душу героя, в его голову и посмотреть оттуда на нас».

Ярким стало выступление писателей в Историческом сквере в рамках фестиваля «Осень «Уральского следопыта». «Я умер как поэт… » – читал со сцены поэт из Асбеста Свердловской области Александр Бычков. Татьяна Мартьянова, поэт‑авангардист со стажем из Екатеринбурга, посетила фестиваль, потому что хотела познакомиться с новыми авторами. Валентина Молодовская, член оргкомитета «Аэлиты», сказала, что видит все огрехи, но чувствует в себе много энергии и в следующем году постарается помочь провести фестиваль на высшем уровне. Елена Коллегова, писатель и драматург из Москвы, отметила, что фестивали – хороший стартап для начинающих, общение с единомышленниками и возможность повысить литературное мастерство. Новым опытом стало для Коллеговой участие в конкурсе «Рассказ за 100 минут». Она никогда не думала, что сможет написать рассказ за такое короткое время. «Все замечательно! Просто нет слов! » – восклицал поэт Алексей Попов.

На закрытии объявили лауреатов. «Аэлиту» присудили Олегу Дивову, а Премию имени Бугрова – Николаю Ютанову. Оба они на фестиваль не приехали, правда, в день открытия был телемост с Дивовым. Приз «Старт» из рук Долинго получил Игорь Самойлов за книгу «Ёрт побери этого Гвидония». Главный приз Конкурса им. Бажова за рукопись романа «Вечный эскорт» достался Саше Кругосветову. Среди победителей – Борис Акунин, Дмитрий Володихин, Николай Коляда, Марина Линник, Ксения Баштовая… Правда, они тоже на приехали. Из приехавших были отмечены Владимир Голубев, Елена Коллегова и соавтор этой статьи Наталья Якушина. Второй соавтор, Андрей Щербак‑Жуков, получил орден «Рыцарь фантастики» имени Игоря Халымбаджи – «За заслуги перед фэндомом». Игорь Георгиевич также был сотрудником «Уральского следопыта» и много сделал для российской фантастики.

В последний день фестиваля гости посетили могилы Бугрова и Халымбаджи, а также границу Европы и Азии. Закрывая фестиваль, Борис Долинго сказал, что в следующем году премия «Аэлита» расширит географические и языковые границы и будет называться «За вклад в мировую фантастику». Фестиваль вступил в новую эру. Первые звездолеты уже запущены…

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ, Наталья ЯКУШИНА,
Екатеринбург – Москва.

Оригинал публикации на сайте издания: www.ng.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: