Путешествия капитана Александра. Интервью с детским автором, пишущим сатиру

Опубликовано: центральная профсоюзная газета «Солидарность» от 10.06.2014.

Саша Кругосветов в центральной профсоюзной газете «Солидарность»

“Приключения Гулливера” — книга для детей или взрослых? Дети с удовольствием читают ее как сказку, хотя это социальная политическая сатира. Вот и Саша Кругосветов оформляет сатирические памфлеты как приключения, рассказы о необычной природе и животных далеких земель. Самое удивительное, что большую часть жизни автор занимался наукой, инженерной деятельностью и бизнесом, а в литературу пришел совсем недавно.

КАПИТАН АЛЕКСАНДР

В основном Лев Лапкин (псевдоним — Саша Кругосветов) пишет приключения для детей. Главный герой его книг — капитан Александр, который не изменил деревянным парусникам, даже когда появились первые железные корабли с паровым двигателем. Он, будучи юнгой, участвовал в Синопском сражении и в обороне Севастополя, а его кумирами с детских лет были адмиралы Лазарев и Нахимов.

Приключения героев происходят в море и на островах с точной географической привязкой: Нормандские, Азорские, Галапагосские и Маркизские острова, острова Комодо, Мадагаскар, Патагония, Туамоту, Огненная Земля.

— Я не скрываю, что меня зовут Лев Лапкин, а мой псевдоним — Саша Кругосветов. Это не просто псевдоним, это еще и выдуманный образ. Саша Кругосветов отличается от меня. Он изучает путешествия вымышленного капитана, ездит на раскопки и прочее, — рассказывает автор. — Псевдоним детский, так как я в основном пишу книги о путешествиях, об интересных встречах с животными, о малознакомой природе. Например, в “Архипелаге блуждающих огней” появляется животное милодон — шестиметровый земляной ленивец, который, как считается, был истреблен в начале XX века.

Люди, которые у меня фигурируют — редко появляются в российской литературе, хотя пишу я о реальных знаменитостях: о покорителях Южной Америки, которых практически не знает русский читатель, о переселенцах с разных континентов. У меня много людей, прототипы которых жили в конце XIX века, но их встречи с капитаном Александром, конечно, выдуманные.

ДОЛГИЙ ПУТЬ В ЛИТЕРАТУРУ

— Вы же занимались научной деятельностью… Как вы пришли в литературу?

— Неожиданно. Я занимался не только научной, но и инженерной деятельностью. В 90-м году мне пришлось все бросить, поскольку мое научное направление было закрыто. Занялся бизнесом — семью надо было кормить.

— Успешно?

— Временами даже более чем успешно. Но я потом частично свернул дело в поисках более разумной жизни.

— Почему?

— Опасно было. И потом, чтобы удержаться наверху, пришлось бы идти на серьезные компромиссы и сделки с совестью. Меня это не устраивало, я оставил лишь небольшой семейный бизнес.

— Как вообще родилась идея про капитана Александра?

— У меня был маленький сын, его детство совпало с перестройкой. Я тогда очень много работал, вел бизнес, рискуя жизнью, дома бывал мало. Но держался правила: я должен приехать и уложить сына спать. И он всегда просил сказку, ему все время хотелось чего-то нового. Я стал рассказывать о путешествиях русского капитана Александра, который когда-то воевал плечом к плечу с Нахимовым, а теперь путешествует по миру и всем помогает.

Жена тоже слушала эти истории и подала идею записать их на кассету, на память. Мы записали. А около четырех лет назад нашли кассету, послушали, и мне понравилось. Жена предложила записать сказки на бумагу, так я и сделал. Но оказалось, то, что на слух хорошо, совершенно не читается на бумаге. Я разозлился, завелся, сел править, потом вошел во вкус и вспомнил про обещанные сыну сказки, которые так и не рассказал. Написал их. Понял, что мне это нравится, и так пошло.

— Вам сразу удалось опубликоваться? Говорят, сейчас очень плохо раскупается детская литература…

— Тут есть элемент везения. Я увидел объявление о том, что Евразийский союз писателей принимает рукописи, и послал им “Остров Дадо”. Ее приняли, начали работать, искать художника. В моих книгах, кстати, очень хорошее оформление, ортодоксальные иллюстрации, как рисовали раньше. Некоторые считают, что надо оформлять более современно, но мне нравится. Так, мою книгу “Большие дети моря” недавно отметили премией “Алиса” (за лучшее произведение детской и подростковой фантастики), ее номинантов определяет вдова Кира Булычева. И вместе со мной приз получила художница.

Чтобы детские книги покупали, их нужно ставить на видные места, работать с книжными магазинами. У меня достаточные бизнес-навыки, и я мог бы продвигать свои книги, но для себя решил, что пока не буду этим заниматься. Пусть продаются, как продаются, я же буду писать. Может, случится чудо, книги сами завоют читателей, а может, и нет. Кстати, “Остров Дадо” уже переведен на английский, издается в Англии. На ближайшие два года у меня очень много планов, буду дописывать свои задумки.

Сейчас я работаю по двум направлениям. Одно романтическое — детские приключения, а второе сатирическое. У меня есть чисто сатирические стихи, достаточно жесткие. Есть задумка, что капитан Александр попадет в страну гуигнгнмов. Это будет в Андах, мне понятно историческое окружение, ясно, как там разговаривают. Если напишу, то это будет канцелярократия.

ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ

— Вы сами много путешествуете?

— Не очень. До 90-го года у меня вообще была форма секретности, я только после 90-х стал выездным. Был период, когда мы много путешествовали. За то время чего только не повидали… Я, когда приехал из Южной Америки, был в таком возбуждении от необычности природы, от фактурных людей, животных, растений, — ощущение, будто там другая планета, — что стал очень много читать об этом. Перечитал всех, кто там побывал. Если у нас что-то не переводилось — читал на английском. Мне, например, хотелось узнать об огненном диктаторе Джулиусе Поппере, выходце из Румынии, который убивал индейцев, отрезал им уши, но был гениальным инженером. О других противоречивых людях, в которых сочеталось и очень хорошее и очень плохое: дикая жестокость, но в то же время способность к самопожертвованию.

Я описал жизнь Лолы, последней женщины из индейского рода. Она была шаманкой и осталась совершенно одна. Ее нашла этнограф Анна Чапман (но не российская, а просто тезка) из французского Института антропологии, записывала ее песни и истории. Трагическая и интересная судьба женщины, на глазах которой умер от кори весь ее род.

— Расскажите, как вы проводите день?

— Встаю около 8 часов утра, делаю зарядку. В 8:45 выезжаю на работу. Делаю срочные дела: как гендиректор, часть дел я должен выполнять лично. Остальное делают замы. Поскольку все уже налажено, заканчиваю в первой половине дня и дальше пишу. Мне удобно работать в офисе, производственная обстановка располагает. Я беру ноутбук, в котором у меня все черновики, и пишу.

Иногда пишу до вечера, иногда приезжаю домой раньше: я достаточно свободный человек. Бизнес не расширяю, но держу его на плаву. Раньше с сыном ходил в спортивный зал, чтобы приучить к спорту — у меня с 22-х лет стаж боевых единоборств. Сейчас сын уже сам все умеет. Чтобы двигаться, чтобы не было сидячего образа жизни, мы с женой занимаемся танцами. Был хастл, а сейчас свинг, пришедший из западной части Америки. Мы, конечно, не ездим на соревнования, но любим куда-то пойти потанцевать, особенно в путешествии.

Пишу не каждый день. Когда надо обдумать сюжет или часть книги, я ничего не пишу. Я могу по субботам долго лежать на диване и продумывать мотивацию, сюжетную линию, характеры героев, кто они и как близки к прототипу, в чем у них изюминка. И лишь когда все продумаю, сажусь писать и делаю это быстро.

— Какие авторы вам близки? Может быть, берете с кого-то пример?

— Подражать я никогда никому не хотел, не стремлюсь стать великим. Я такой, какой есть. Но прочитанные книги влияют на меня. Например, в моем творчестве много из “Гулливера”, я касаюсь тех же персонажей. Всегда любил Киплинга. А из детских писателей у меня любимый Льюис Кэрролл. Один из рассказов — “Черепаха Гала” — построен на каламбурах, напоминающих кэрроловские. Иногда идет перекличка с Умберто Эко. Например, Академия ненужных наук — это идея Эко, я ее лишь развил и полностью описал академию.

— Ваши книги скорее детские или все же взрослые?

— Некоторые книги социальные: “Остров Мория. Пацанская демократия”, “Остров Дадо”. Последняя, конечно, оруэлловщина, но “Остров Мория”, которую еще пишу, безусловно, социальная вещь. Задумка такая: в XVI веке из Германии отправляли корабли дураков, чтобы они умирали в море. Это тема известная, а я ее продолжил: якобы кораблей было так много, что их связали между собой, и получился огромный корабль, который не погиб в море. И вот я прослеживаю развитие цивилизации дураков в течение 270 лет. Мория — это греческая богиня глупости, их покровительница.

“А”-СПРАВКА

Лев Яковлевич Лапкин (псевдоним Саша Кругосветов) — прозаик, член Союза писателей-переводчиков при МГО СП России.

В 27 лет стал кандидатом технических наук. Написал три докторские диссертации. Опубликовано более ста его научных трудов в области математики и электроники. Заслуженный изобретатель СССР: 27 авторских свидетельств, все внедрены. Руководил подразделениями, занимающимися исследованием и проектированием в области ракетостроения. Позднее руководил подразделением в Академии наук СССР. Был главой ряда опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Преподавал в Институте повышения квалификации руководящих работников. В 1991 году ушел из академии в связи с закрытием направления.

В настоящее время предприниматель, руководитель предприятия и писатель. Работать над приключениями капитана Александра начал около трех лет назад. Наиболее известные книги: “Большие дети моря”, “Остров Дадо. Суеверная демократия”, “Архипелаг блуждающих огней”. Всего выпущены четыре сборника. Первый для детей 6 лет, второй — для детей 10 — 11 лет. Третий и четвертый рассчитаны на детей 14 лет и старше.

 

Оригинал публикации на сайте издания: www.solidarnost.org.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: