Саша Кругосветов: «У меня высокие требования к тому, что я пишу»

Опубликовано: «Московский комсомолец – Урал» от 30.05.2018.

Саша Кругосветов: «У меня высокие требования к тому, что я пишу»

В наш век компьютерных технологий кажется, что современных детей не заинтересует ни одна книга. Иногда и вовсе складывается впечатление, что на сегодняшний день воспитанию детей, в частности написанию качественной детской литературы, уделяется крайне мало внимания: много ли вы знаете писателей-современников, ориентирующихся на детскую аудиторию?

К счастью, нам есть чем гордиться, так как отечественные писатели по-прежнему уделяют немалое внимание детям и, соответственно, играют немалую роль в их развитии. Один из них – писатель Лев Лапкин, более известный под псевдонимом Саша Кругосветов. С нами известный писатель, который умеет удивлять и радовать произведениями как детей, так и взрослых, поговорил об особенностях своей деятельности и потребностях нынешней аудитории.

– Почему вы решили взять псевдоним?

– Заниматься литературным творчеством я начинал с произведений для детей. Сейчас у меня написано больше 20 книг. Примерно треть моего творчества составляет детская литература, еще треть – публицистика и последняя часть – это художественная проза. Первые книги для детей в основном все были о путешествиях в XIX веке. И соответственно, раз это были кругосветные путешествия, то появился детский псевдоним «Кругосветов», а чтоб быть ближе к детям, появился «Саша», поскольку есть: Саша Соколов, Саша Черный. С точки зрения пиара, псевдоним – это удобно, потому что фамилия Кругосветов хорошо запоминается.

– Какие были предпосылки к началу литературного творчества?

– Я писал всю жизнь. Кроме того, что я был еще изобретателем и научным работником, писал много научных текстов. Художественные тексты я писал еще в студенческие годы, делал зарисовки, когда путешествовал. У меня почти профессиональная рука от природы. Какой-то потенциал в литературном плане у меня был накоплен. Я написал одну детскую книжку, потом мне захотелось написать другую, и вот пошло-поехало. Сейчас я выпускаю две-три книги в год на разные темы. Накопившийся мой потенциал, видимо, выплескивается наружу.

– Как пришла идея для написания первой детской книги?

– Самая первая написанная книга называлась «Большие дети моря». С появлением этой книги связана определенная история. В начале 90-х я работал в Академии наук на направлении, которое вскоре перестали финансировать. Мое подразделение сократили. У меня семья, сыну шесть лет. Я начал заниматься бизнесом, довольно успешно. Но я почти не бывал дома. И мы с женой договорились, что каждый день перед сном я буду рассказывать сыну сказки. Но в шесть лет мальчик был уже начитанный, поэтому я сам придумывал ему сказки. Чаще на морскую тему, потому что его дед, отец моей жены, был известным морским офицером, да и я имею военную морскую специальность.

Я стал рассказывать ему сказки о знаменитом капитане Александре, который жил в XIX веке и плавал только под парусами. Однажды жена предложила записать мои сказки на магнитофон. Прошло много лет. Мой сын вырос. Мы разбирали старые гаджеты и нашли эту кассету. Из десяти сказок, записанных на ней, удалось разобрать восемь. Я решил перенести эти сказки на бумагу. Но оказалось, что на бумаге история выглядит очень плохо. Я очень рассердился и решил написать все, как надо. Так и появилась книга.

– У вас большое количество премий и наград. Какие из них для вас являются самыми важными?

– Я выделю две награды. Одна награда получена за прозу для взрослых – это международная премия Гиляровского. Она идет в трех номинациях. За прозу я получил премию первой степени. Для меня это было лестно, потому что в номинации «поэзия» первую премию получил Евгений Евтушенко, а в номинации «публицистика» – Владимир Познер. Лучшую детскую премию «Алиса» я получил за книгу «Большие дети моря». Это премия «Роскон» за лучшую книгу для 6-8-летних. По этой книге у меня выпущен аудиоспектакль, и я там сам читаю, мне написали музыкальное сопровождение, наложили звуки волн и крики чаек.

– Как оценивают ваши произведения критики?

– У меня довольно много критической литературы. Но сейчас это не очень показательно. Отстраненной критики сейчас практически нет. И это плохо – она должна быть. В основном отзывы положительные. Но обычно, когда я получаю критическую статью, чувствую, человек пишет от души или чисто формально. Большее значение имеет участие в конкурсах. Книга, которая занимает почетное место в жюри, все-таки прозвучит.

– Какие книги легче писать: для детской или взрослой аудитории?

– Проще всего писать публицистику. Это само изливается. В детской литературе сложность состоит в тщательном контроле над лексикой: избавиться от сложных слов, канцеляризма, сказать доступно о сложных вещах, без нравоучений, а еще при этом сделать книгу занимательной.

Во взрослой литературе стоят более серьезные задачи: философские, мировоззренческие. У меня очень высокие требования к тому, что я пишу. И я не уверен, что полностью удовлетворяю собственным требованиям. Мне хочется писать литературу самого высокого уровня. Я много работаю, но не всегда добиваюсь стопроцентного результата. Но в целом я могу сказать, что все мои взрослые книги получились удачными.

Юлия КОЛЬТЕНБЕРГ.

Оригинал публикации на сайте издания: eburg.mk.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: