Жизнь в цвете

Опубликовано: «Литературная газета», № 8 (6680) от 27.02.2019.

Жизнь в цвете

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что наше настроение, эмоции и впечатления, да что там мелочиться… пожалуй, всю нашу жизнь можно представить в цвете? На такой удивительный эксперимент решился популярный современный писатель Саша Кругосветов. И так же, как когда-то великий Марк Шагал внёс в живопись особый колорит и темперамент, Саша Кругосветов привнёс в литературу всю палитру цветовых мироощущений. Палитра каждой работы знаменитого художника-авангардиста передаёт эмоции и чувства, его желания и страхи, и литературная палитра Саши Кругосветова делает то же самое, используя другой инструмент – слово.

Саша Кругосветов. Цветные рассказы: в 2 т.
– М.: Интернациональный союз писателей, 2018.
– т. 1 – 252 с., т. 2 – 250 с.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что наше настроение, эмоции и впечатления, да что там мелочиться… пожалуй, всю нашу жизнь можно представить в цвете?

На такой удивительный эксперимент решился популярный современный писатель Саша Кругосветов.

И так же, как когда-то великий Марк Шагал внёс в живопись особый колорит и темперамент, Саша Кругосветов привнёс в литературу всю палитру цветовых мироощущений. Палитра каждой работы знаменитого художника-авангардиста передаёт эмоции и чувства, его желания и страхи, и литературная палитра Саши Кругосветова делает то же самое, используя другой инструмент – слово.

Всякий цвет также может быть прочтён как слово или истолкован как сигнал, знак или символ. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, изобразительном искусстве и, конечно же, литературе.

Цветообозначения есть в названии романа Стендаля «Красное и чёрное» и в названии повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Заголовок «Белые ночи» означает психологическое состояние главного героя прозы. Белые ночи символизируют счастье главного героя, который влюблён. По первоначальному замыслу А.С. Грина, действие повести «Алые паруса» должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде, поэтому сначала писатель назвал свою повесть «Красные паруса», ведь красный цвет – традиционный символ революции. Затем действие было перенесено в придуманную Каперну. Автор вложил новый смысл в своё произведение. И стало оно называться «Алые паруса»: писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Название повести «Алые паруса», таким образом, стало глубоко символичным. В повести А.П. Чехова «Чёрный монах» монах, облачённый в чёрные одежды, – мираж, призрак. Это как признак сумасшествия, безумия. Чёрный монах – сатана, искушающий человека.

Бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе – Александр Блок. Его поэзия насыщена цветовой символикой. Цветовые решения отражают своеобразие авторского мировидения в индивидуальных стилях А.А. Блока. Лирические темы этого поэта могут быть различными, однако цветопись составляет одну из доминант его художественного почерка.

В отличие от приведённых примеров, Саша Кругосветов шагнул дальше. Он использовал сразу несколько цветов и создал замечательные «Цветные рассказы».

Замысел состоял в том, чтобы написать рассказы, каждый из которых ассоциировался бы с определённым цветом, и попытаться передать читателю соответствующее настроение. Писатель показал отличное знание психологии, расширив границы значений цвета. Синий – эротика, любовь. Белый – юмор, сатира. Серый – сострадание, печаль, одиночество. Красный – гнев, ярость. Оранжевый – достоинство, мужество, смелость. Чёрный – страх, депрессия, неуверенность, тревога, раздражение, безумие, испуг. Сине-фиолетовый – отвращение. Жёлтый – изумление, откровение. Прозрачный, бесцветный – спокойствие, мудрость, умиротворение. Используя цвет только в названии рассказа, Кругосветов умело подчиняет повествование концепции раскрытия конкретного оттенка.

Перед нами своеобразная «Цветная сага», которая рассказывает о судьбе разных поколений двух семей. Два тома удивительных рассказов о том, как человек всю жизнь идёт от тьмы к свету, от чёрного к белому.

На каждый цвет – два рассказа, большой и поменьше. Всего восемнадцать. Они дополняют друг друга, позволяют взглянуть на одни и те же проблемы и переживания героев с разных сторон, с разных точек зрения.

Кто-то из наших читателей поностальгирует, окунувшись в атмосферу Советского Союза 60-х годов. А кто-то с любопытством будет следить за судьбой юных героев из двух, не связанных между собой, семей. И вот цветная жизнь пролетела и перед нами уже довольно зрелые люди.

Вы спросите: «При чём тут цвет?» Наверное, автору захотелось немного разукрасить наш мир, сделать его более ощутимым. А может, просто создать что-то особенное? Или это оттого, что писатель – своего рода художник, для которого слово – это кисть, и один взмах её способен сделать его великим. Каким бы ни был замысел Саши Кругосветова, надо сказать, что его цветная идея удалась! Ты буквально ощущаешь всю теплоту оранжевого, находясь рядом с влюблёнными Феликсом и Жанной. Окунаешься в атмосферу эротики в «Синих рассказах». Мужчина и женщина. «Обычные мужчина и женщина. Обыкновенные. Таких много. Симпатичные. Им было хорошо друг с другом». «Серый» поведает о театральной жизни и скандалах. Хеппи-эндом закончится «Красный». И конечно же, не обойдётся без чёрных и белых красок.

Вот такая она, литературная палитра Саши Кругосветова.

Лев АННИНСКИЙ.

Оригинал публикации на сайте издания: lgz.ru.

Поделиться прочитанным в социальных сетях: