СМИ обо мне

«Свободная вещь» Саши Кругосветова

Опубликовано: журнал «Вторник», № 5 (5), апрель 2020
«Свободная вещь» Саши Кругосветова
Ме­ня вдруг не на шут­ку за­ин­те­ре­со­ва­ла лич­ность мо­ло­до­го пи­са­те­ля Са­ши Кру­го­све­то­ва и его со­чи­не­ния. Мо­ло­до­му пи­са­те­лю 78 лет. Са­ша Кру­го­све­тов ро­дил­ся в страш­ном 1941-м...
Читать полностью

Кругосветов и Пустота

Опубликовано: «Литературная Россия», № 14 от 16.04.2020
Кругосветов и Пустота
С творчеством Саши Кругосветова, как и с самим автором, я знакома давно. И, пользуясь кредитом доверия, получила рукопись нового романа одной из первых. Позже...
Читать полностью

Хороший плохой театр

Опубликовано: Информационное агентство Regnum от 28.03.2020
Хороший плохой театр
Про необычный спектакль по повести необычного автора. Точка невозврата. Режиссёр Марина Афонская. Пьеса Ольга Шпакович, по повести Саши Кругосветова (Льва Лапкина) “Сжечь мосты”. Поскольку...
Читать полностью

«Счастье Кандида» в оптике «Пены дней»

Опубликовано: «Литературная газета», № 11 (6729) от 18.03.2020
«Счастье Кандида» в оптике «Пены дней»
Классик интеллектуального китча Борис Виан, он же Вернон Салливан (перечислять все псевдонимы знаменитого француза нет смысла), закончил работу над романом «Пена дней» в 1946-м:...
Читать полностью

По кругу

Автор отзыва:
FootsSynes

По кругу

У меня есть плохая привычка, я иногда выбираю книги по обложке. Если мне неприятен рисунок, то я читать не буду. Если нравится – буду.

Обложка «Клетки» мне понравилась. Жутковатая рекурсия – клетка, внутри человек и клетка поменьше, внутри человек… То есть на самом деле не так. В клетку не входят, из нее пытаются выйти. Но выйти невозможно. Потому что всюду «клетки, клетки, клетки», как сказано в романе. Всюду СИСТЕМА. И жертвой этой системы стал главный герой — Борис Кулагин.

Все начинается как исторический роман о тридцатых годах или как антиутопия. Рано утром к Кулагину приходят из какой-то СИСТЕМЫ и говорят, что он арестован. Ему грозит суд.

А потом начинают накапливаться странные таинственные моменты. Сначала детали, потом события, места. Рядом с человеческим миром существует мир СИСТЕМЫ. Он реально другой – немного фантастический и очень жуткий. Люди как будто о нем не знают. А вот Кулагин узнал.

Оказывается, СИСТЕМА существовала очень долго. Может быть, так же долго, как человечество, а может, дольше. И она окружает Кулагина повсюду. В том же здании, где он работает, есть кладовка, в которую никто не ходит. Там находится очень страшное пыточное устройство для наказания провинившихся работников СИСТЕМЫ, «чего и Кафка не выдумывал». Кулагин видит его в действии, а потом только пустую комнату, в которой стоит что-то, прикрытое тканью. Через ту же комнату уходят таинственные посетители. То ли там подземный ход, то ли какое-то фантастическое явление. Наверное, все-таки фантастика. Необычного и неправдоподобного тут очень много, СИСТЕМА им дышит.

СИСТЕМА живет по правилам, которые для ее представителей очевидны и неоспоримы. Кулагин против них бунтует, возмущается, произносит речи. Но он не ломает СИСТЕМУ, она пытается его принять. Ему предлагают стать частью СИСТЕМЫ, потому что это поможет ему в его непонятном деле.

Но СИСТЕМА – это другой мир, и Кулагин не может в него влиться. Он несколько часов провел в канцелярии и чуть не умер от удушья. Ему там даже воздух чужой. А другие, работники СИСТЕМЫ, наоборот, не могут находиться на свежем воздухе. То есть два мира отделены друг от друга, хотя один и проникает в другой.

Канцелярии СИСТЕМЫ – это длинные подвальные и цокольные коридоры, по которым можно долго петлять и попасть с одного конца города на другой слишком быстро. У СИСТЕМЫ и пространство не такое, и время идет как-то по-другому, не обычным порядком. Работников СИСТЕМЫ истязают в той кладовке прямо на глазах у Кулагина. Он не выдержал, убежал. И его можно понять. Машина пыток действительно чудовищная, очень жестокая и при этом какая-то нелепая, почти смешная, абсурдная. Кулагин пришел на следующий день, а людей по-прежнему мучают. Причем выглядит все как фильм – вот Кулагин прервал просмотр, а вот продолжил с того же места. То есть в его отсутствии время для них как бы остановилось.

А в конце Кулагин не может понять, сколько же времени прошло с начала процесса – год или вся его жизнь. Для него или для других. И развязка тоже странная и неконкретная. Это даже не открытый финал – одни вопросы без ответов. Что случилось, как, почему – ничего не ясно. Непонятно и что будет.

Только одно ясно – история сделала круг и идет по новому. И вот это особенно страшно.

Оригинал отзыва в соцсети читателей книг: www.livelib.ru.

© Саша Кругосветов, 2013-2024.