Итак, шестой. Шестой сезон премии «Нонконформизм» оказался самым сложным. Во-первых, он собрал рекордное число участников, приславших свои произведения на конкурс – в номинацию «Нонконформизм-поступок». Во-вторых (а может, во-первых), за немногие, но весьма и весьма насыщенные годы существования премия обросла кругом постоянных участников. Которые пишут традиционно ярко, интересно, по-настоящему по-нонконформистски. И выбирать претендентов с каждым разом все труднее. Поскольку, по мнению жюри (то есть нашему мнению), награды достойны все. Ну или почти все.
Но сделать лауреатами каждого, понятное дело, нельзя. Поэтому приходится испытывать нечеловеческие муки выбора, рьяно дискутировать друг с другом, паниковать и почти пропадать. И в конечном счете идти на компромисс.
Один такой компромисс вы увидите в сегодняшнем списке финалистов. Раньше он всегда состоял из 13 участников. На этот раз участников 14. Просто рука не поднялась определить «лишнего». Да и, в конце концов, мы не догматики и не буквалисты: сами устанавливаем правила – сами и нарушаем. На то и название премии – «Нонконформизм».
Поэтому загадывать, сколько финалистов окажется в следующем году, не будем. Самим боязно.
Хотя традиции мы тоже соблюдаем. Лауреатов, как и ранее, ждут кошки-статуэтки, дипломы и прочие приятные составляющие наградного комплекта. Но до вручения еще есть время – 2 июня и лауреатов в «НГ-EL» назовем, и церемонию проведем. Кстати, на церемонии будет конкурс-сюрприз. Все уже привыкли, например, что в последние годы редактор «НГ-EL» и член жюри премии Елена Семенова проводит награждение в форме одежды, скажем так, «18+». На этот раз мы попросим финалистов конкурса совершить какой-нибудь яркий нонконформистский поступок прямо на церемонии (чтение произведения, высказывание, действие, жест), и в качестве награды за лучшее выступление (которое мы определим открытым голосованием сотрудников «НГ-EL») Елена Семенова совершит шокирующее разоблачение, приоткрывающее суть нонконформизма. В общем, увидите сами.
Пару слов о наших предыдущих победителях. О звездах нонконформизма. Перечислим еще раз их имена. В номинации «Нонконформизм-судьба» награждались: Алина Витухновская (2010), Игорь Яркевич (2011), Зуфар Гареев (2012), Мирослав Немиров (2013), Юрий Мамлеев (2014), Александр О’Шеннон (2015). Статуэтки кошек за конкурс «Нонконформизм-поступок» получали Александр Никонов (2010), Алексей Цветков (мл.) (2011), Наталья Рубанова (2012), объединение «Общество зрелища» (2013), Андрей Бычков (2014), Олег Разумовский (2015). На самой первой церемонии председатель жюри и главред «НГ» Константин Ремчуков сделал всем сюрприз и объявил спецноминацию. Премии в этой спецноминации получали Евгений Лесин (2010), Егор Радов (посмертно, 2011), Михаил Сапего (2012), Всеволод Емелин (2013), Владимир Покровский (2014), Александр Тимофеевский (2015).
Теперь о главном. О картинках. Как выяснилось, у большинства членов жюри есть (или были) домашние питомцы – и все символы нонконформизма. У двух наших девочек (Елены Семеновой и Ольги Рычковой) – коты. Веня (в честь Венедикта Ерофеева) и Кузя (в честь Козьмы Пруткова). У мальчика (Андрея Щербака-Жукова) – была кошка Алиса (в честь персонажа Кира Булычева – Алисы Селезневой).
Теперь о самом главном. О заголовке. Он не только посвящен нашим котам и кошкам. Он еще и является аллюзией на старый нонконформистский анекдот.
Приходит солдатик к старшине. И хвастается:
– Товарищ старшина, я про вас поэтические стихи сочинил.
– Ну так почитай.
– Стесняюсь, там неприличные слова есть.
– А ты замени неприличные слова выражением «тритатушки, тритата».
– Хорошо. Тогда стихи:
Тритатушки, тритата –
Наш товарищ старшина…
Ну а у нас, как нетрудно догадаться, не татушки, а коты и кошки. Которых мы нежно называем котушками (если есть такое слово).
Теперь о самом-самом главном. О наших финалистах. Среди них есть и «старички», и новички. Есть и те, кто мог и даже должен был, исходя из качества текстов, войти в их число. Например, Наталья Рубанова. Но она уже была лауреатом «Нонконформизма-поступка» в 2012 году, поэтому мы решили дать шанс на лауреатство другим участникам. А с фрагментом одного из произведений Рубановой познакомим вас в следующем номере «НГ-EL», где будут опубликованы тексты лауреатов, финалистов и почти что финалистов премии. Кое-кто в наш список не попал по причине смерти. В апреле у себя дома в Стерлитамаке покончил с собой постоянный финалист премии «НГ» «Нонконформизма», молодой поэт Роман Файзуллин. Светлая ему память.
Ну так вот, представляем 14 лучших. Почти все тексты мы прочитали впервые, в рукописи и ахнули, ужаснулись и одновременно восхитились. У некоторых из нас начали чесаться пятки, у других пошла аллергическая сыпь. Сидящий в нас маленький внутренний конформист и мейнстримщик сопротивлялся как мог. Но протест против вкуса победил. Это мы о рукописях. А вот, к примеру, Антона Секисова мы уже отмечали зимой, в новогоднем номере. Его книга попала в пятерку лучшей прозы за 2015-й год. Отрывки из книг и очерки Саши Кругосветова неоднократно печатались в «НГ-EL». Александр Хорт – ведущий нашей новой рубрики «Комедии». Владимир Коркунов регулярно обеспечивает нас отличными интервью. Печатались в газете Игорь Шумейко, Людмила Осокина, Дмитрий Данилов, Петр Калитин
Да, что там – все лучшие авторы у нас печатались.
Финалисты премии «Нонконформизм-2016»:
Сергей Борисов (Шадринск)
Дмитрий Данилов (Москва)
Владимир Карев (Владикавказ)
Петр Калитин (Москва)
Владимир Коркунов (Кимры)
Саша Кругосветов (Санкт-Петербург)
Маргарита Меклина (Сан-Франциско, США)
Елена Овчаренко (Москва)
Людмила Осокина (Москва)
Алексей Радов (Москва)
Антон Секисов (Санкт-Петербург)
Александр Хорт (Москва)
Роман Шмуциг (Уфа-Москва)
Игорь Шумейко (Москва)