Годовщина Октября

revolution

Недавно прошла памятная дата – 97 годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Никто не спорит, что это была революция. Никто не спорит – это было одно из величайших событий XX века. Никто не спорит – эти события коренным образом изменили жизнь не только России, но и всего мира. Скоро столетие. Столетняя годовщина. Как мы будем его отмечать? С каким настроем? Какую оценку дадим революции Октября? Сто лет – немалый исторический срок. Боюсь, что и к столетней годовщине мы не сможем дать однозначную оценку этому важнейшему историческому событию.

25-26 октября (7-8 ноября по новому стилю) в ходе вооруженного восстания было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Съездом Советов в основном из большевиков и эсэров. И страна раскололась на две части. Линия раскола прошла через каждую семью и каждое сердце. Боюсь, наше общество и сейчас также остается расколотым.

До сих пор существует широкий спектр оценок Октябрьской революции.

Одни говорят о национальной катастрофе, перечеркнувшей естественный ход развития России, «путчем, который силой навязала пассивному обществу кучка циничных заговорщиков, не имевших какой-либо реальной опоры в стране» [1]. Катастрофе, естественным результатом которой были гражданская война, экономическое и культурное отставание от других государств, стихийные крестьянские восстания, организованные большевиками голодоморы, полное искоренение крестьянства в тридцатые годы, перетряхивание всего уклада жизни в первой пятилетке, написание черной книги коммунизма – преступления, чекистский террор, репрессии.

Другие считают Октябрьскую революцию величайшим прогрессивным событием в истории человечества, оказавшим огромное влияние на весь мир, позволившим России выбрать некапиталистический путь развития, вырваться из вековой отсталости, показать невиданные темпы развития экономики, науки, промышленности, ликвидировать феодальные пережитки. Большевики не получили общенационального мандата на управление страной, но они возглавили наиболее радикально настроенную часть народа в административных и промышленных центрах страны. Народные массы отнюдь не сделали выбора в пользу «пролетарского» социализма. Но они хотели «своей» власти. Этим устремлениям, казалось, наиболее полно отвечали большевики… Необходимо признать, что Октябрьская революция свершилась под знаменем доминирования общечеловеческих ценностей и демократии, но стала утверждаться путем жесткого классового насилия. Невиданная мощь Октябрьского взрыва, его глобальные последствия для всей мировой истории обусловлены временным смыканием потоков общероссийского и мирового развития… Советскую Россию поддерживают Вайян-Кутюрье, Анри Барбюс. Коммунистические идеи маршировали по Европе, победили в ряде стран Азии и Латинской Америки. Большевистский Октябрь предстает дерзновенной попыткой уравнять исторические шансы всех народов на пути мировой социалистической революции. Можно говорить об «утопизме» подобных замыслов, но нельзя не признать, что они были подготовлены всем развитием тогдашней социальной мысли, а человечество до сих пор страдает от невозможности их воплощения в жизнь.

Французский историк Марк Ферро указывал: «Октябрьская революция вполне могла отвечать устремлениям народа, но … реально в ней приняли участие немногие»

Борис Кагарлицкий писал: «Российская революция прошла трагическую траекторию, завершившуюся самоотрицанием».

Маркузе (ссылаясь на Энгельса) говорил: «всякая революция является преданной революцией, поскольку неизбежно революция вырывается за пределы всех своих исторических задач и пытается решить глобальные задачи человеческого освобождения. А эти задачи невозможно решить с одной попытки».

Согласно определению авторов «Чёрной книги коммунизма», Октябрьская революция представляла собой совпавшие по времени государственный переворот и кульминацию социальной (в первую очередь, крестьянской) революции, она явилась «одномоментной конвергенцией двух факторов: захвата политической власти партией, решительно отличавшейся от всех других своей организацией, тактикой, идеологией, — и широчайшей социальной революции, многообразной и самостоятельной. Эта социальная революция проявлялась в виде широкомасштабного крестьянского восстания, мощного движения, уходящего корнями в глубины истории, отмеченной не только вековой ненавистью к помещикам-землевладельцам, но и присущим крестьянству недоверием к городу, ко всему внешнему миру, ко всякой форме государственного вмешательства»

revolution-2

1917 год в истории России сопровождался развалом традиционных учреждений и всех форм управления вообще под воздействием ряда разрушительных сил, развивавшихся в обстановке Первой мировой войны, которая сама по себе явилась источником общего упадка, экономического кризиса, социальных потрясений и падения авторитета государства.

Что это за разрушительные силы?

Крестьянская революция, как обострившееся противостояние между крестьянами и помещиками за «чёрный передел» – перераспределения сельскохозяйственных угодий по числу едоков, протест крестьян против давления города и государственной власти вообще.

Глубочайшее разложение армии, в основном состоявшей из крестьян и не понимавшей смысла затянувшейся войны.

Революционное брожение рабочего класса, политически активного меньшинства, составлявшего лишь 3 % населения и сконцентрированного преимущественно в городах; именно рабочее движение выдвинуло революционные лозунги: «Рабочий контроль» и «Власть Советам».

Национальные движения нерусских народов царской России, стремившихся к достижению автономии, а в перспективе — и самостоятельности от центральной власти.

На короткий момент (конец 1917 года) выступление большевиков – политического меньшинства, действовавшего, по сути дела, в вакууме, – совпало со стремлениями большинства… На один миг совпали, точнее сказать, слились воедино государственный переворот и социальная революция, перед тем как разойтись на несколько десятилетий – и это были десятилетия диктатуры.

В историографии выдвигаются различные версии предпосылок Октябрьских событий. В качестве основных могут рассматриваться: концепция «двух революций» и концепция единой революции 1917 г. В их рамках можно, в свою очередь, выделить версию стихийного нарастания «революционной ситуации» и версию целенаправленной акции германского правительства (операция «Пломбированный вагон»). Но это дело историков. Нам надо делать свои выводы. И нам надо жить сегодня.

А что сейчас? Все мы – наследники Советской России, можно сказать и так – наследники совка. И мы все разные. Одни – наследники тех, кто победил в Великой Отечественной войне, строил Хибины и БАМ, поднимал целину, подготовил выход человека в космос, построил атомные и гидроэлектростанции. Другие – наследники вертухаев, тех, кто всегда стоял во главе великого пролетарского государства, кто гнобил и уничтожал все лучшее и передовое. Не они ли, эти бесконечные «железняки» и «яровые» (знакомые фамилии из нашего недавнего социалистического прошлого, не правда ли?), сейчас изображают из себя безгрешных праведников, верховодят в Думе, в правительстве, работают на конвейере по созданию бесконечного ряда ханжеских законов: «ограничить, поставить под контроль, считать иностранным агентом, признать экстремистской деятельностью, запретить, признать безнравственным, не соответствующим традициям общинности и православия…», они определяют сегодняшнюю жизнь страны и будут определять, видимо, еще долгие годы?

Почему до сих пор КПРФ не стесняется гордо говорить о том, что эта партия – наследница великой советской империи? Что в те времена все делалось правильно… Что необходима реставрация социализма… Что надо вновь поднять на щит наследие великого менеджера всех времен и народов… Кто, кто это? Иосиф Сталин, конечно, кто же еще… С другой стороны – пусть говорят. Наследница людоедского государства. Питавшегося нашими телами и душами. Достойная наследница… Делающая бизнес на политике – вполне в духе нашего немного бандитского капитализма. Надо признать – у коммунистов есть свои последователи, свой электорат.

Как же нам, наследникам совка, таким различным наследникам совка, жить друг с другом? Как снова стать единым народом?

Выход только один. Переплавить историю в своих умах и сердцах. Признать свою историю, признать Великую Октябрьскую социалистическую революцию и не стесняться ее. Она ведь была. Это наша с вами история, история нашей страны. Иной страны у нас нет и не будет.

Назвать достижения достижениями. Гордиться ими.

Назвать преступления преступлениями. Публично покаяться за преступления коммунистического режима. Но и запрета компартии нам тоже не нужно. Это только углубит наш раскол.

Искать единства.

Делать общее дело.

Объединиться в строительстве новой России.

Той, которой мы могли бы гордиться.

Той, за которую нам не стыдно было бы перед своими детьми.

_____________________
1. С. Куртуа, Н. Верт, Ж.-Л. Панне, А. Пачковски, К. Бартошек, Ж.-Л. Марголен, при участии Р. Коффер, П. Ригуло, П. Фонтен, И. Сантамария, С. Булук, «Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии», Три Века Истории, М., 1999, пер. под рук. Е. Л. Храмова. Часть 1. «Государство против своего народа». Глава 1. Парадоксы Октября.

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *