Рецензия на «Остров Мория. Пацанская демократия», тома 3 и 4 «Путешествий капитана Александра». Книга 5, части 1-4 и приложения.
Третий том «Приключений капитана Александра», написанных Сашей Кругосветовым, рассчитан на взрослого читателя. Это первая книга цикла с провокационным названием «Остров Мория. Пацанская демократия». Небольшой остроумный экскурс в Средние века сменяется иносказательным описанием современного общества. Всё, происходящее на острове Мории, узнаваемо и потому вызывает печальный смех.
Часть первая «Острова Мории» – знакомство со странным морийским народом и его «пацанской демократией». Кто здесь чёткие, кто ровные, а кто – быки. Но сначала нужно бы определиться, что такое Остров Мория и откуда он возник.
Остров Мория – что это? Корабль дураков, остров уродов? Ни то, ни другое. Хотя конечно это и то, и другое. Авто интригует, завораживает энергичной и точной речью, картины истории и быта морийцев следуют одна за другой. Формируются касты морийского общества. Вот трусляки, а вот чёткие пацаны, а вот идут бывалые.
Книга захватывающая и… совершенно средневековая. Саше Кругосветову дано совмещать современность и средневековье, на первый взгляд, не прикладывая особенно труда, не впадая в заумь – и вместе с тем с подлинно средневековой весёлой заумью, без которой Корабль Дураков не был бы построен. Это парадоксальное творение, лёгкое для чтения и философски глубокое, беспощадное к порокам, из которых основными видятся глупость и хамство.
Четвёртая и пятая части «Острова Мории» – «Прощай, Мория!» и «Мория, любовь моя» дополнены остроумными «Морийскими рассказами». Чтобы уроки истории Корабля Дураков были закреплены фактическим материалом. В самом конце читатель с удовольствием прочитает стихи поэта-патриота Дижа Быжа, верного друга и спутника Капитана Александра.
Стилистические особенности новой части «Путешествий Капитана Александра» – густой, метафоричный язык, который дремать не позволит. То автор подпустит шутку в момент, когда, кажется, всё плохо. То сверкнёт пронзительным словом там, где ничего кроме глумежа и ругательства на сердце не приходит.
Читатель вместе с Капитаном Александром и Дижем Быжем наблюдает за жизнью острова, смотрит на вещи глазами морийцев. Идеал красоты морийцев – Женщина Лебедь. О ней слагает песни Попса в Попсовке, её мечтают встретить все – и бывалые, и трусляки, и чёткие, и ровные.
Во время путешествий Диж Быж показывает другу новые диковинки Мории. Здесь два народа, два мира. Морийцы – трудолюбивые и мирные люди. Но пацанская демократия создала другой народ и другую Морию – Тщеморию, поделённую на множество территорий. Например, Отвязную слободу, где живут по-видимому свободные художники-морийцы, не выходящие из загула, и смелые девушки, способные на отчаянный поступок. Или Попсу и её посёлок Попсовку. Попсу все чёткие и ровные морийцы любят, так как это их «девушка». Читатель заглянет в самое сердце Тщемории. Находится оно в загородном посёлке Щеповка.
«Остров Мория. Пацанская демократия» – выход за рамки ролевой игры, созданной Сашей Кругосветовым и его персонажем Капитаном Александром, вполне самостоятельное плавание читателя в информационном социуме. Путь пока это плавание идёт по страницам книги – новостные таблоиды читатель будет воспринимать уже более трезво. И с улыбкой, что обязательно.
Елена ВАСИЛЬЕВА.