Тайна соавторства

Саша Кругосветов и Лев Лапкин

Некоторое время назад у меня родилась шуточная зарисовка, в которой о Саше Кругосветове и Льве Лапкине рассказывается как о двух разных людях, пишущих в соавторстве. Возможно, я иногда буду использовать эту миниатюру для создания непринужденной атмосферы на своих творческих вечерах и презентациях книг. Ну а пока что мне показалось правильным представить этот текст в печатном виде здесь на сайте.

Жил-был на свете один человек, звали его Лев Лапкин. Вначале он был мальчиком, потом – парнем, потом стал зрелым мужчиной. В общем, все – как у всех. Он был ровесником войны, и прожил долгую, довольно трудную, но в целом очень счастливую жизнь. «Прожил» – не значит, что его нет. Он и сейчас жив и здравствует. И слава богу.

В тревожные 90-е Льву Лапкину приходилось особо много работать, он мало бывал дома, но ему хотелось хотя бы иногда рассказывать сыну Диме сказки перед сном. Причём не какие-то сказки из известных книг, а свои собственные. Но чтобы придумывать новые сказки, требовалось свободное время, а вот как раз свободного-то времени у него совсем и не было. И тогда наш герой вспомнил, что он изобретатель, и изобрёл путешественника и сказочника Сашу Кругосветова.

Саша Кругосветов оказался человеком с фантазией. Стоило только Льву Лапкину произнести, что сказки должны быть о приключениях моряков на корабле «Быстрые паруса» во главе со знаменитым русским путешественником, капитаном Александром, как Кругосветов тут же сообразил, что в таких историях никак не обойтись без великанов, без ужасных Чёрных птиц со стальными клювами и без разных морских животных – белого кита, страшной акулы Мегалодона, прекрасной Рыбы-Парусника, мудрой слоновой черепахи Галы и многих, многих других. Маленькому Диме очень понравились эти необычные сказки, а уж о Кругосветове с Лапкиным и говорить не приходится. Последний ещё и записывал эти байки Кругосветова на магнитофон. Знаете, в те времена были такие смешные кассетные магнитофончики с узенькой магнитной лентой.

А потом, в 2000-е годы, у Льва Лапкина появилась возможность самому отправиться по маршрутам путешествий отважного капитана. Выяснилось, что Саша Кругосветов, хотя и был прекрасным сочинителем, но время от времени фантазия заводила его не совсем туда, куда следовало бы. Однако, именно он и предложил вернувшемуся из странствий Лапкину переписать все истории с магнитофонных кассет на бумагу – в будущую книгу. Ему-то, Кругосветову, забот мало: подал идею и давай дальше фантазировать. А Льву Лапкину пришлось дорабатывать рассказы, чтобы они в письменном виде смотрелись не хуже, чем в устном, и чтобы ни одной неточности – а Кругосветов на такие пустяки не обращал особенного внимания – не осталось в окончательном тексте.

Но ничего, в конце концов, Лев Лапкин с работой справился. А Кругосветов перед отправкой рукописи в издательство быстренько и незаметно добавил к ней титульный лист со своим именем над названием. Вот с тех самых пор и приходится двум соавторам публиковаться под общим псевдонимом «Саша Кругосветов».

А надо вам сказать, что такая совместная работа имеет не только свои минусы, но и огромные плюсы. Например, Лев Лапкин любит просыпаться засветло, а Саша Кругосветов – наоборот, встает довольно поздно, зато долго работает вечером и даже ночью и ложится за полночь. В результате на двоих у них в сутках образуется почти 24 часа творческого времени. Лев стремится довести написанное до совершенства, а Кругосветова каждый раз влекут новые прекрасные дали. Они, конечно, немало спорят из-за этого, но в конечном итоге книги только выигрывают: каждая страница хорошо проработана, а сюжет летит вперёд, постоянно совершая неожиданные повороты.

Есть, правда, и недостатки. Лев Лапкин подхватил где-то ОРВИ – и работа остановилась. Потом он оклемался, только договорились встретиться – у Кругосветова после купания в холодной воде в осенней Феодосии, куда он смотался, чтобы познакомиться с архивами капитана Александра, неожиданно выскочил чирей на шее, да такой болезненный, что ни о какой совместной работе не могло быть и речи.

В общем, работать вдвоем веселее и интересней, иногда даже проще, а иногда и труднее.

Лев Лапкин тяготеет к серьёзным, крупным темам, к философским обобщениям. Поэтому он как-то раз и предложил перейти от книг для детей к книгам для взрослых. Саше Кругосветову такая идея тоже пришлась по душе, но в этой самой душе у него всегда живёт сказочный задор. Вот и роман о стране дураков на острове Мория оказался хоть и поднимающим вполне недетские темы, но в результате оказался слишком весёлым. Однако, как на это посмотреть – может быть, это вовсе и неплохо. Да и в другие их совместные литературные работы Кругосветов то и дело норовит внести что-нибудь с лёгкой сумасшедшинкой, чтобы обескураженному читателю только и оставалось воскликнуть: ну герой даёт! А ещё Сашу Кругосветова тянет на эксперименты. Скажем, написать рэп-баттлы, от некоторых фраз которых у Льва Лапкина даже кончики ушей краснеют. Но потом выясняется, что и такие произведения свою аудиторию находят. В общем, наши соавторы, чуть было не разругавшись, каждый раз в конце концов примиряются и продолжают творить дальше.

Совместное творчество оказывается удобным и с практической точки зрения. Саша Кругосветов терпеть не может вести переговоры с издателями и выступать на писательских конференциях. Зато на встречах с детьми он не теряется, умеет создать атмосферу увлекательной игры и забавно изобразить героев путешествий капитана Александра, будто бы он – не путешественник и литератор, а настоящий актёр. Так что в этих вопросах соавторы давно распределили, кому и чем заниматься и кому куда ездить. Бывает так, что и встречаются они только за письменным столом. А ещё в спортзал ходят вместе, потому что понимают, что поддерживать себя в отличной спортивной форме нужно обоим.

Наконец, напрашивается вопрос: как же они пишут книги вдвоём? Просто садятся рядом, обсуждают и пишут? Так происходит чаще всего. Но бывает и так, что Лев Лапкин вдруг говорит, что ему нужно отъехать по делам. Или Саша Кругосветов заявляет, что собрался пойти в гости. Но, на самом деле, в половине таких случаев они просто прячутся друг от друга по укромным углам, и каждый пребывает в уверенности, что в одиночку у него как раз и получатся самые что ни есть лучшие страницы. Но наступает момент, и вдохновение неожиданно покидает и того, и другого. Тогда Лапкин делает «покер фейс» и объясняет другу, что он только что вернулся с рабочих переговоров, а Кругосветов жалуется, что в гостях было невообразимо скучно и ему пришлось поспешить домой. После этого оба снова оказываются за письменным столом друг напротив друга. И продолжается совместное творчество, в результате которого рождаются настоящие книги.

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *